?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О подходе С.Н.Лазарева

В этой серии постов я хотел бы поговорить о подходе Сергея Николаевича Лазарева (см. http://lazarev.ru/). Его по праву можно считать современным представителем отечественной ветви мирового интегрального движения (куда можно отнести русскую философию всеединства, интегральный подход Кена Уилбера и т.д.). Важно также то, что он обладает расширенной сенситивностью и способен эмпирически проверять, уточнять и развивать разного рода интегральные концепты. Это пример нового типа научного знания, которое опирается на расширенный эмпирический базис, включая в себя трансперсональные уровни сознания (того, что Уилбер называет "широкой наукой", "broad science" (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Ken_Wilber#Wilber_on_science)).

Как и подход Уилбера, идеи Лазарева требуют нового научного аппарата, в частности - новых математических структур. Вот об этом я и хотел бы поговорить в этой теме.

Пока я выделил бы такие основные концепты в подходе Лазарева:

- уровни тела (Тл), духа-сознания (Дх), души (Дш), любви (Лб) и Высшего Начала (ВН). Эти уровни коррелируют с вертикальными уровнями Уилбера.

- концепт энергии, которая понимается в двух основных видах - ненаправленном (ненаправленная энергия) и направленном (направленная энергия, энергия синтеза). Ненаправленная энергия выражает меру синтеза, единства, обобщенной инвариантности - она тем больше, чем большее число противоположностей может охватить и привести к единству. Направленная энергия выражает энергию желаний, которые связаны с некоторым направлением, достижением цели.

- концепт зависимости (и связанные с ним концепты агрессии, программы самоуничтожения). Зависимость субъекта от условной ценности Ц выражается в том, что эта ценность абсолютизируется (В.С.Соловьев называл это состояние "гипостазированием предикатов"). Это одновременно выражает снижение энергии единства ("энергии любви"), когда у субъекта нет энергии на преодоление Ц и синтез Ц и Ц*, где Ц* - противоположная к Ц ценность. В этом случае срабатывает универсальный саногенетический механизм, который выражается в разного рода релятивизациях ценности Ц (возврате ее к условному состоянию, активации противоположной ценности Ц*). Субъект может либо принять этот механизм и преодолеть зависимость от Ц, либо испытывать страдания от такой зависимости. В любом случае субъект подводится к состоянию повышения энергии синтеза.

Первое обобщение можно выразить в терминах векторной модели (см. также http://community.livejournal.com/new_ru_phil/12766.html).

Есть относительная воля субъекта в и Высшая Воля В (воля ВН). Пусть в* = В-в - разность В и в (выражаем все величины как векторы). На волю в возникает поправка в*, которая возвращает в к В:

в + в* = В.

Таково основное уравнение ценностного гомеостаза.
Теперь свяжем эту модель с выделенными выше концептами.
Отклонение в от В - это выражение абсолютизации некоторой относительной ценности Ц. Компенсация в* - выражение восстановления нарушенного равновесия.
В идеале ценность Ц должна удерживаться субъектом в составе высшей ценности Лб - обозначим это как Ц!Лб - ценность Ц при условии Лб. Это значит, что Ц выступает как форма Лб и средство реализации Лб. Такой статус ценности Ц выражается в том, что:

- ценность Ц открыта на свою противоположность Ц* (и Ц* также дана в виде Ц*!Лб), так что между ними исчезает несовместимость,
- ценность Ц реализуется в форме единства отдачи и принятия энергии субъектом (он не только берет энергию у других (эгоизм) и не только отдает ее (альтруизм)),
- ценность Ц развивается во времени, трансформируясь в свои более высокие состояния (открытость к развитию) и т.д.

Когда ценность Ц дается как Ц!Лб, то дается большая направленная энергия на выражение Ц, которое проявляет себя одновременно как большая энергия Ц!Лб-синтеза.
Например, Ц - семья. Тогда Ц!Лб - это ценность семьи как выражение энергии Лб, как средство обретения Лб для всех членов семьи, что выражается не только в удовольствиях (одна противоположность), но и в строгости (другая противоположность), что в целом выступает как воспитание всех членов семьи, увеличение энергии синтеза всей семьи и каждого ее члена (родителей и детей и т.д.).

Отклонение в от В выражается в данности Ц как средства не Лб, например, как самоценности Ц!Ц (это и есть выражение абсолютизации Ц). До поры на Ц!Ц поступает энергия желания, которая начинает далее блокироваться компенсаторной волей в*. Компенсация в* приходит в форме релятивизации Ц!Ц, подталкивания Ц!Ц в сторону Ц!Лб, что может выражаться в болезнях, несчастьях, снижении энергии на Ц!Ц.

Вектор В можно представить как финальный вектор Ф в векторном полярном пространстве (см. http://syntal.livejournal.com/7883.html и http://syntal.livejournal.com/8419.html). Тогда вектор в можно представить как вектор полярности, которая может более или менее отклоняться от В. При ортогональности в к В, т.е. когда скалярное произведение (в,В)=0, можно считать, что к в перестает поступать энергия от В, т.е. ценность Ц дается как Ц!Ц. Это в свою очередь можно трактовать как уменьшение вектора в по величине. Таким образом, меру энергии, которую получает Ц от Лб, можно связывать со степенью близости в к В.

Личность человека есть многоуровневое образование, включающее в себя уровни Тл, Дх, Дш и Лб. От Тл к Лб растет синтез (обобщенная инвариантность). Например, на уровне Дш находятся слои вечности и многих жизней. На уровне Дх также дано единство прошлого, настоящего и будущего в мета-настоящем. В самом низу находится физическое Тл со своими желаниями (еда, секс и т.д.). Такая модель также очень близка идее "самости" в интегральном подходе. В отношениях Тл и Дх есть и иерархический момент, Тл<Дх, и момент противоположности. На уровне Дш все живые существа едины. На уровне Дх люди образуют группы. На уровне Тл мы все отдельны. Принимается теория перевоплощения. Через человека могут действовать не только его личные зависимости, но и зависимости ("программы самоуничтожения") тех целых, частью которых он является (рода-семьи, государства, нации и т.д.).

Лазарев является автором оригинального метода "управления будущим". Предполагается, что не только прошлое воздействует на человека ("карма"), но и будущее уже существует на уровне Дх. На будущее можно влиять, и чем более отдаленным оно является, тем легче его изменить. Средство влияния на будущее - то же, что и средство преодоления зависимости. В частности, Лазарев использует метод "пересмотра прошлого", когда события прошлого, связанные с зависимостями, вспоминаются и заново, более правильно, мысленно и чувственно проживаются. Это приводит к исправлению энергетической структуры прошлого, что в свою очередь исправляет будущее.

Лазаревым используется также концепт "тонкого плана" (ТП). Он используется и как выражение более инвариантного уровня бытия (Дш и Лб), и как своеобразный оператор: ТП(х) - данность х "на тонком плане". Предполагается (как в каббалистической идее "ветвей" и "корней"), что всякое бытие х имеет свое представительство ("корень") ТП(х) на ТП. Например, два человека А и В различны на уровне Тл и Дх, но ТП(А)=ТП(В) - на тонком плане они суть одно. ТП выступает некоторым архетипом бытия, который может более или менее нарушаться на менее инвариантных онтологических планах. В то же время ТП воздействует на нижние планы с целью восстановления и на их уровне своих отношений. Например, тождество ТП(А)=ТП(В) должно выражаться в единстве А и В на планах их различия.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
syntal
Mar. 11th, 2010 11:39 am (UTC)
Цикл оплотнения энергии
Продолжаю размышления по мотивам концепции Лазарева...

Энергия синтеза, поскольку она выражает меру синтеза, должна быть пропорциональна мере обобщенной инвариантности (см. http://syntal.livejournal.com/2952.html). В простейшем случае их можно просто приравнять. Но все же, по-видимому, энергия синтеза - еще не сам синтез. Энергия синтеза позволяет лишь совершить синтез соответствующего уровня, если для такого синтеза будут еще добавлены другие условия - средства совершения этого синтеза (в конечном итоге, это субъект синтеза со своей С-сетью (см. http://syntal.livejournal.com/4421.html)).

Далее, как соотносятся между собой ненаправленная энергия синтеза и направленная энергия? Направленная энергия - то же, что Шарден называет "радиальной энергией" (см. Лекцию 4.4.2 - http://vkontakte.ru/topic-9069740_21836213). В направленной энергии в конечном итоге растет энергия синтеза, поскольку рост позитивности - это рост эго субъекта, т.е. увеличение меры обобщенной инвариантности эго. Возможно, ненаправленная и направленная энергия соотносятся как количественное и порядковое число - количественное число линеаризируется в порядковом числе, реализуя себя во времени, а порядковое число в своем финале воспроизводит момент количественного числа.

Уровни личности - одновременно уровни энергии и, значит, уровни синтеза. Можно предполагать, что нижняя граница более высокого уровня является верхней границей более нижележащего уровня (верхний ноль - это нижняя бесконечность). Лазарев описывает такой интересный механизм развития патологии, когда Дш теряет контакт с Лб, т.е. потеря Лб становится непереносимой, и точка опоры личности сдвигается на Дш. Спустя некоторое время становится непереносимой потеря Дш, т.е. душевная боль, и точка опоры личности сдвигается на Дх... затем на Тл, пока наконец не наступает распад Тл и смерть. Это можно моделировать так.
Более высокий уровень можно выражать в качестве финального вектора Ф в полярном векторном пространстве, а текущую энергию в рамках данного уровня - как полярный вектор В. Когда происходит потеря контакта с Лб, это можно изобразить как Ф=Лб, где В ортогонален с Лб, т.е. (В,Лб)=0. Это означает, что поток энергии прекращается (становится нулевым) в вектор В от Лб. Но поскольку ноль более высокого уровня - это максимум более нижележащего уровня, то далее имеем такую картину. Теперь в качестве финального вектора Ф выступает Дш, т.е. Дш=Ф, и вектор В, который был ортогонален Лб, оказывается не ортогональным (вначале, возможно, даже равным В=Дш=Ф) вектору Дш. Далее вектор В начинает отклоняться от Ф, пока также не станет ортогональным, т.е. (В,Дш)=0. Так этот механизм продолжается, пока не будет достигнут уровень Тл, где условие ортогональности (В,Тл)=0 выражается как физическая смерть и прекращение указанного цикла патологии.

Замечательно также, что, по-видимому, описанный процесс многоуровневого "остывания энергии любви" является достаточно универсальным. Это отмечает и сам Лазарев. Например, нечто подобное характерно для развития и гибели цивилизаций (в смысле Тойнби), когда они получают первичный импульс энергии, а затем тратят его и погибают.

Чтобы выйти из описанного цикла, нужно сохранять непрерывную связь с уровнем Лб. Тогда волны "оплотнения энергии", по-видимому, будут составлять только часть полной энергии, и другая часть будет выражаться в поступлении все новых порций энергии Лб, идущих от ВН. Лазарев считает, например, что религии до христианства выражали такой энергетический режим личности, когда личность лишь отдельными импульсами могла получать энергию Лб, и только христианство вводит идею и практику непрерывного канала связи с ВН.
syntal
Mar. 12th, 2010 05:48 am (UTC)
Содержание и форма
Также важное понятие в концепции Лазарева - понятие "трансформации", тесно связанное с понятиями "форма" и "содержание".

В общем случае содержание понимается как темпорально более инвариантное бытие, в то время как форма имеет свой меньший интервал жизни. Содержание выражает себя через форму, но выражает неадекватно, умаленно, как сказал бы Л.П.Карсавин. В общем случае одно содержание С выражается во множестве форм ф1, ф2,...,фn. Форма фк может перейти в форму ф(к+1) двояко - через разрушение и через трансформацию (транс-форм-ацию). Это связано с тем, что форма может существовать как суперпозиционное состояния афк+(1-а)С - на степень а как форма фк, и на степень (1-а) как содержание С. Если коэффициент а достаточно мал, условно говоря а<0.5, то форма пронизана содержанием, приобщена к нему в достаточной мере и может перейти в следующую форму ф(к+1) без разрушения. Если же а>0.5, то переход от фк к ф(к+1) идет через разрушение формы фк и возникновение заново формы ф(к+1). Эта схема - прямая рекомендация также для общественно-исторической формы. Если она хочет перейти в следующую форму без разрушения, ей нужно быть достаточно приобщенной содержанию. В описанной выше многоуровневой модели личности содержанием выступает Лб, формами разных уровней - Дш, Дх и Тл.

Лазарев, например, утверждает, что Запад (как цивилизация) сегодня находится в состоянии большой центрации на Дх и Тл, где а>0.5 (выражаясь моим языком), и эта цивилизация должна будет исчезнуть с возникновением новой исторической формы, которая сегодня рождается. У России же есть шанс, с его точки зрения, сохранить соотношение a<0.5 и испытать только трансформацию без разрушения (у России всегда сохранялась достаточная приобщенность на бессознательном уровне к Дш и Лб). В России, по мнению Лазарева, сегодня ускоренно идут процессы деградации, которые свойственны всему миру, именно потому, что так достигается повышенное приобщение к содержанию (уровню Лб) через разрушение ценностей более формальных уровней Дш, Дх и Тл. Это механизм уменьшения коэффициента а для формы фк, подготавливающий ее к трансформации в следующую форму ф(к+1). Отсюда негативная ситуация современной России может быть прочитана позитивно – у нас еще есть шанс усилить содержательность нашей формы, в то время как для западной формы это, по мнению Лазарева, уже вряд ли возможно, и там главное – замедлить и смягчить процесс разрушения (поэтому деструктивные процессы идут там не так быстро, как в России).

Описанное соотношение формы и содержания можно более структурно выразить конструкциями полярного анализа. Содержание С выступает как финальный полярный вектор Ф, а форма фк - как тот или иной полярный вектор Вк, отклоняющийся от Ф. Переход от одной формы фк к форме ф(к+1) - это переход от полярности Вк к полярности В(к+1), и условие суперпозиции аф + (1-а)С оказывается в этом случае суперпозицией векторов вида аВ + (1-а)Ф. Можно вектор В понимать в этом случае как вектор базиса, выражающий вид данной формы. Тогда суперпозиция аВ + (1-а)Ф будет описывать многообразие векторов, лежащих между В и Ф, и чем меньше а, тем ближе суперпозиционный вектор к Ф, тем с меньшим скачком будет идти переход в другую форму.
syntal
Mar. 13th, 2010 08:14 am (UTC)
Признаки Лб
Лазарев отмечает такие признаки человека, у которого много Лб в Дш:

1. Радость (идет энергия Лб, которая выражается в том числе как направленная энергия, где растет позитивность (см. http://vkontakte.ru/topic-9069740_21836213), переживание чего и есть радость).

2. Творчество (так же выражение энергии Лб, которая проявляется в высокосинтетической деятельности - творчестве).

3. Умение отдавать, жертвовать, заботиться о других (энергия Лб как энергия единства противоположностей, их синтеза, выражается в том числе в единстве принятия и отдачи. Отдача энергии - это и есть умение отдавать и жертвовать).

4. Избыток энергии, человек ищет, где бы ее реализовать (идет поток энергии Лб, связь с ВН - источником энергии Лб).

5. Умение мечтать (мечты как форма управления будущим, его создания. Энергия Лб - в том числе энергия создания будущего во временном теле личности (единстве прошлого, настоящего и будущего)).

6. Ощущение состоятельности, уверенности, отсутствие страха (чувство укорененности в ВН, которое неуязвимо и всему дает оправдание, ничем не ограничено - потому его ничто не может отрицать, и нечего бояться).

7. Юмор, ощущение легкости в Дш (отождествление с ВН и Лб дает дистанцию ко всему, что все облегчает, делает все события более легкими, не такими серъезными и фатальными, в момент их потери в душе сохраняется Лб).

8. Искренность, открытость Дш (как говорит Лазарев, Лб беззащитна, поскольку ее не нужно защищать, т.к. она неуязвима. И потому она не боится открыться и выразиться).

9. Способность воздержания от других удовольствий (поскольку Лб - высшее наслаждение, перед лицом которой блекнет все прочее и легче переносится отсутствие всех иных удовольствий).

10. Не впадание в крайности, способность держать единство противоположностей (Лб как ненаправленная энергия есть энергия синтеза противоположностей).

11. Трансформация низших желаний в высшие (здесь две противоположности - отрицание низшего желания (религия) и реализация его (психоанализ). Синтезом выступает сублимация низшего желания в высшее, что и есть Лб).

12. Воспитание себя и других (воспитание - также единство противоположностей, одна из которых - потакание, другая - запрет. Воспитание есть единство поощрений и запретов, ведущее к развитию личности. Если только разрешать, личность остановится в развитии. Если запрещать агрессивно, это убийство на ТП.).

13. Смирение - способность сохранять Лб, когда идет потеря всех иных ценностей (Тл, Дх и Дш).

14. Способность к трансформации - изменению без уничтожения (это синтез противоположностей во времени).

15. Способность сильно поднять энергию личности (это позволяет делать синтез противоположностей, движение по "срединному пути", в то время как при впадании в крайности большая энергия синтеза разрушит).

16. Исполнение желаний (при связи с ВН все желания личности даны сонаправленно высшей воле, т.е. в=В (принцип "у-вэй"), что позволяет сразу же реализовать в).

17. Отсутствие осуждения на внутреннем плане с активной позицией (воспитанием) на внешнем плане (осуждение - убийство на ТП).

syntal
Apr. 18th, 2010 06:09 am (UTC)
Сингулярность 2012
Важная идея С.Н.Лазарева - идея нового состояния будущего, которое грядет примерно к 2020-2030 гг. Это будущее будет новым в первую очередь на энергетическом уровне, т.е. человек будущего будет обладать новой энергетической структурой. В чем она будет состоять, по мнению Лазарева?

Новая энергетическая характеристика человека будет включать в себя следующие две составляющие:

1. Большой поток энергии Лб, идущий через личность (от уровня Лб к Дш, Дх и Тл), что возможно при непрерывной связи с ВН.

2. Отсутствие зависимостей от условных ценностей Ц, т.е. данность каждой ценности Ц в состоянии Ц!Лб.

Начиная с 2011 - 2012 гг., по мнению Лазарева, начнет возрастать поток энергии, идущий через отдельных людей и человечество в целом. Например, в 2011 г., как он полагает, уровень энергии составит 20-25% от того уровня, который будет характерен для человечества будущего в 2020 - 2030 гг. Полный поток энергии потребует "перетряски 13 слоев души" (в то время как смерть выражается как "перетряска 7 слоев души"). Повышение уровня энергии в будущем предопределено, и здесь ничего нельзя изменить. Человек может только пытаться менять себя и близких, чтобы адекватно ответить на этот вызов.

Что будет происходить с людьми, когда поток энергии начнет возрастать?

Здесь будут две основные альтернативы:

1) Люди, зависимые от относительных ценностей Ц, т.е. выражающие их как абсолютизированные состояния Ц!Ц (по мнению Лазарева, на момент 2009 г. таких людей в мире было более 99%, в России - около 85%). У таких людей повышенный поток энергии приведет к сбросу энергии в абсолютизированную ценность Ц!Ц и резкому усилению ее абсолютизации, что приведет к не меньшему усилению компенсаторного механизма в*, вплоть до тяжелых болезней и физической смерти. Результат будет еще зависеть от реакции человека - если он сумеет в момент резко возросшей компенсации в* измениться и преодолеть абсолютизацию ценности Ц!Ц, перевести Ц в Ц!Лб, шансы его на выживание повысятся.

2) Люди с правильным мировоззрением и образом жизни, где Лб стоит на высшем месте, и все иные ценности Ц даны как Ц!Лб. Эти люди смогут неразрушительно принять большой поток энергии и сумеют выжить, получат сверхспособности, приближаясь к образу человека будущего. Таких, как полагает Лазарев, на момент 2009 г. было менее 1% по миру и около 15% в России.

Из всех относительных ценностей Ц главным конкурентом Лб, по мнению Лазарева, является сексуальное наслаждение Скс, поэтому главное умение человека будущего будет состоять в обуздании Скс для сублимации Скс-энергии и возврата ее в энергию Лб. Если человек не сможет справиться с Скс, то в момент прихода большой энергии произойдет резкое возрастание Скс, Скс-извращений и в конечном итоге физический распад.

Таким образом, сингулярность 2012 г., по мнению Лазарева, - это время перехода к новой эпохе, к человечеству будущего, которое будет жить на более высоком энергетическом уровне и будет иметь непрервыную связь с Вн в форме постоянного потока энергии Лб.
syntal
Apr. 25th, 2010 09:01 am (UTC)
Комплекс агрессии
Если человек абсолютизировал относительную ценность Ц (например, деньги), то, как полагает Лазарев, это выразится в своего рода "комплексе агрессии" - системе связанных между собой эмоциональных реакций на то, что так или иначе связано с Ц. Здесь мы получим, например, следующие соотношения:

1) Презрение к тем, кто не обладает ценностью Ц (например, презрение к бедным),

2) Зависть к тому, кто обладает большей мерой Ц (например, к тому, у кого больше денег),

3) Ненависть к тому, кто лишает ценности Ц (например, ненависть к вору, который украл деньги),

4) Осуждение себя, если не смог достичь ценностей Ц (например, если не смог заработать больше денег),

5) Сожаление о том, что потерял ценность Ц (потерял деньги),

6) Страх потерять Ц и надежда, мечты приобрести Ц (например, страх потерять деньги и мечты о новых деньгах) и т.д.

Такой комплекс агрессии и есть показатель того, что ценность Ц дана как Ц!Ц - как абсолютизированная ценность, в отношении к которой все иные ценности Ц* берутся как Ц*!Ц - Ц*-при-условии-Ц (например, все начинает меряться деньгами).
Я хотел бы также подчеркнуть, что все указанные чувства проникают на внутренний план, в сферу души, например, ненависть к обидчику проникает на ТП, проявляясь там как убийство другого, в конечном итоге – как убийство всех и себя, поскольку на ТП все едины.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow