syntal (syntal) wrote,
syntal
syntal

О подходе С.Н.Лазарева

В этой серии постов я хотел бы поговорить о подходе Сергея Николаевича Лазарева (см. http://lazarev.ru/). Его по праву можно считать современным представителем отечественной ветви мирового интегрального движения (куда можно отнести русскую философию всеединства, интегральный подход Кена Уилбера и т.д.). Важно также то, что он обладает расширенной сенситивностью и способен эмпирически проверять, уточнять и развивать разного рода интегральные концепты. Это пример нового типа научного знания, которое опирается на расширенный эмпирический базис, включая в себя трансперсональные уровни сознания (того, что Уилбер называет "широкой наукой", "broad science" (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Ken_Wilber#Wilber_on_science)).

Как и подход Уилбера, идеи Лазарева требуют нового научного аппарата, в частности - новых математических структур. Вот об этом я и хотел бы поговорить в этой теме.

Пока я выделил бы такие основные концепты в подходе Лазарева:

- уровни тела (Тл), духа-сознания (Дх), души (Дш), любви (Лб) и Высшего Начала (ВН). Эти уровни коррелируют с вертикальными уровнями Уилбера.

- концепт энергии, которая понимается в двух основных видах - ненаправленном (ненаправленная энергия) и направленном (направленная энергия, энергия синтеза). Ненаправленная энергия выражает меру синтеза, единства, обобщенной инвариантности - она тем больше, чем большее число противоположностей может охватить и привести к единству. Направленная энергия выражает энергию желаний, которые связаны с некоторым направлением, достижением цели.

- концепт зависимости (и связанные с ним концепты агрессии, программы самоуничтожения). Зависимость субъекта от условной ценности Ц выражается в том, что эта ценность абсолютизируется (В.С.Соловьев называл это состояние "гипостазированием предикатов"). Это одновременно выражает снижение энергии единства ("энергии любви"), когда у субъекта нет энергии на преодоление Ц и синтез Ц и Ц*, где Ц* - противоположная к Ц ценность. В этом случае срабатывает универсальный саногенетический механизм, который выражается в разного рода релятивизациях ценности Ц (возврате ее к условному состоянию, активации противоположной ценности Ц*). Субъект может либо принять этот механизм и преодолеть зависимость от Ц, либо испытывать страдания от такой зависимости. В любом случае субъект подводится к состоянию повышения энергии синтеза.

Первое обобщение можно выразить в терминах векторной модели (см. также http://community.livejournal.com/new_ru_phil/12766.html).

Есть относительная воля субъекта в и Высшая Воля В (воля ВН). Пусть в* = В-в - разность В и в (выражаем все величины как векторы). На волю в возникает поправка в*, которая возвращает в к В:

в + в* = В.

Таково основное уравнение ценностного гомеостаза.
Теперь свяжем эту модель с выделенными выше концептами.
Отклонение в от В - это выражение абсолютизации некоторой относительной ценности Ц. Компенсация в* - выражение восстановления нарушенного равновесия.
В идеале ценность Ц должна удерживаться субъектом в составе высшей ценности Лб - обозначим это как Ц!Лб - ценность Ц при условии Лб. Это значит, что Ц выступает как форма Лб и средство реализации Лб. Такой статус ценности Ц выражается в том, что:

- ценность Ц открыта на свою противоположность Ц* (и Ц* также дана в виде Ц*!Лб), так что между ними исчезает несовместимость,
- ценность Ц реализуется в форме единства отдачи и принятия энергии субъектом (он не только берет энергию у других (эгоизм) и не только отдает ее (альтруизм)),
- ценность Ц развивается во времени, трансформируясь в свои более высокие состояния (открытость к развитию) и т.д.

Когда ценность Ц дается как Ц!Лб, то дается большая направленная энергия на выражение Ц, которое проявляет себя одновременно как большая энергия Ц!Лб-синтеза.
Например, Ц - семья. Тогда Ц!Лб - это ценность семьи как выражение энергии Лб, как средство обретения Лб для всех членов семьи, что выражается не только в удовольствиях (одна противоположность), но и в строгости (другая противоположность), что в целом выступает как воспитание всех членов семьи, увеличение энергии синтеза всей семьи и каждого ее члена (родителей и детей и т.д.).

Отклонение в от В выражается в данности Ц как средства не Лб, например, как самоценности Ц!Ц (это и есть выражение абсолютизации Ц). До поры на Ц!Ц поступает энергия желания, которая начинает далее блокироваться компенсаторной волей в*. Компенсация в* приходит в форме релятивизации Ц!Ц, подталкивания Ц!Ц в сторону Ц!Лб, что может выражаться в болезнях, несчастьях, снижении энергии на Ц!Ц.

Вектор В можно представить как финальный вектор Ф в векторном полярном пространстве (см. http://syntal.livejournal.com/7883.html и http://syntal.livejournal.com/8419.html). Тогда вектор в можно представить как вектор полярности, которая может более или менее отклоняться от В. При ортогональности в к В, т.е. когда скалярное произведение (в,В)=0, можно считать, что к в перестает поступать энергия от В, т.е. ценность Ц дается как Ц!Ц. Это в свою очередь можно трактовать как уменьшение вектора в по величине. Таким образом, меру энергии, которую получает Ц от Лб, можно связывать со степенью близости в к В.

Личность человека есть многоуровневое образование, включающее в себя уровни Тл, Дх, Дш и Лб. От Тл к Лб растет синтез (обобщенная инвариантность). Например, на уровне Дш находятся слои вечности и многих жизней. На уровне Дх также дано единство прошлого, настоящего и будущего в мета-настоящем. В самом низу находится физическое Тл со своими желаниями (еда, секс и т.д.). Такая модель также очень близка идее "самости" в интегральном подходе. В отношениях Тл и Дх есть и иерархический момент, Тл<Дх, и момент противоположности. На уровне Дш все живые существа едины. На уровне Дх люди образуют группы. На уровне Тл мы все отдельны. Принимается теория перевоплощения. Через человека могут действовать не только его личные зависимости, но и зависимости ("программы самоуничтожения") тех целых, частью которых он является (рода-семьи, государства, нации и т.д.).

Лазарев является автором оригинального метода "управления будущим". Предполагается, что не только прошлое воздействует на человека ("карма"), но и будущее уже существует на уровне Дх. На будущее можно влиять, и чем более отдаленным оно является, тем легче его изменить. Средство влияния на будущее - то же, что и средство преодоления зависимости. В частности, Лазарев использует метод "пересмотра прошлого", когда события прошлого, связанные с зависимостями, вспоминаются и заново, более правильно, мысленно и чувственно проживаются. Это приводит к исправлению энергетической структуры прошлого, что в свою очередь исправляет будущее.

Лазаревым используется также концепт "тонкого плана" (ТП). Он используется и как выражение более инвариантного уровня бытия (Дш и Лб), и как своеобразный оператор: ТП(х) - данность х "на тонком плане". Предполагается (как в каббалистической идее "ветвей" и "корней"), что всякое бытие х имеет свое представительство ("корень") ТП(х) на ТП. Например, два человека А и В различны на уровне Тл и Дх, но ТП(А)=ТП(В) - на тонком плане они суть одно. ТП выступает некоторым архетипом бытия, который может более или менее нарушаться на менее инвариантных онтологических планах. В то же время ТП воздействует на нижние планы с целью восстановления и на их уровне своих отношений. Например, тождество ТП(А)=ТП(В) должно выражаться в единстве А и В на планах их различия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments